Пятница
29.03.2024
15:14
Запись в 1 класс
запишите детей в первый класс через госуслуги
Доп.образование
75 лет Победы
<
Телефон доверия
Защита ПД
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством образовательной услуги, предоставляемой нашей школой?
Всего ответов: 173
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МОУ "Гусевская СОШ"

Как готовить выпускников школы к ЕГЭ?

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений, проведения вступительных испытаний и зачисления в учреждения высшего о и среднего специального образования.

В 11 классе на первый план – вновь и на новом уровне – выступают, с одной стороны, проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построение дальнейших образовательных планов, а с другой стороны – проблемы, связанные с подготовкой к ЕГЭ. Последняя проблема оказывается настолько аффективно значимой, что подчас, особенно в последние месяцы школьного обучения, затмевает все остальные.

У многих выпускников к концу школьного обучения вся временная перспектива сужается до одного-двух месяцев, и ее содержание составляют только 2 мотива: первый – хорошо окончить школу и второй – поступить в вуз.

Поскольку в настоящее время процедура аттестации проводится в форме ЕГЭ, который не только оценивает знания учащегося-выпускника, но является еще и своеобразной проверкой социальной и психологической готовности к постоянно меняющимся условиям современной реальности, имеет смысл при подготовке выпускников к ЕГЭ обратить внимание на формирование их психологической устойчивости.

Известный немецкий психолог, специалист по возрастной психологии Ш. Бюлер убедительно показывал, что полнота самоосуществления, самоисполненности прямо связана со способностью человека ставить перед собой цели, адекватные его внутренней сущности, и что обладание такими жизненными целями – условие сохранения психического здоровья личности. С его точки зрения, причиной неврозов выступает прежде всего недостаток направленности, самоопределения. Обретение же целей жизни приводит к интеграции личности. В период юности проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей особенно важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека.

С каждым годом значимость ЕГЭ, в том числе и субъективная, становится все выше. Умению сдавать экзамены, как ни странно, никто специально не учит, вместе с тем соответствующие психотехнические навыки очень полезны, они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т.п. Как правило, соответствующая работа с будущими выпускниками не только не вызывает сопротивления, но и приветствуется большинством учащихся.

За последние годы вопрос о введении ЕГЭ утратил остроту. Практика показала, что такая форма выпускного экзамена является достаточно объективной и наиболее приемлемой на данный момент. Наличие однотипных заданий, единой шкалы оценок, беспристрастной процедуры проверки результатов относятся к положительным факторам ЕГЭ. Процедура ЕГЭ действительно позволяет получить объективную оценку качества знаний, умений и навыков выпускника средней школы. Но единый экзамен показал и еще одно: чтобы лучше сдать его – надо лучше готовить детей, давать им хорошие знания.

«Человек без характера 100 баллов не наберет, человек с характером покорным быть не может». Не в адрес ли учителей, которые «неадекватно» оценивают уровень знаний выпускников, объединяя при оценке знаний интеллектуальный диапазон старшеклассника с особенностями его формирующегося характера, была сказана эта фраза?

Как же организовать учителю свою работу по подготовке учеников к ЕГЭ?

Во-первых, учителю необходимо самому знать сущностные вопросы содержания образования. Целесообразно организовать повторение по этим вопросам.

Работа учителя и учащихся при повторении должна проходить в режиме объяснения. Учителю сначала самому необходимо показать образец выполнения задания и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требовать этого от ученика. При повторении нужно добиваться от учеников осмысления каждого шага, требовать от них ссылок на соответствующие правила, формулы, законы, чтобы у учащихся формировались нужные ассоциации. Следует заострить внимание на формулировании более точного, четкого и краткого ответа.

Стремление ученика не только правильно и полностью выполнить задания работы за 3 астрономических часа, но и аккуратно и корректно записать решения, порождает у него стрессовую ситуацию. В связи с этим необходимо психологически подготавливать учеников к предстоящему экзамену. Поэтому повторение нужно организовывать не сразу по всем темам, а по отдельным вопросам содержания. Обязательно необходимо осуществлять контроль за повторением, проводить самостоятельные и контрольные работы по каждому блоку в условиях, приближенных к экзаменационным, в форме тестирования. Начинать эту работу следует уже в среднем звене школы. Таким образом можно осуществить и повторение, и психологическую подготовку учащихся к экзамену. Для организации контроля можно использовать дополнительные пособия и материалы.

Необходимо ознакомить учащихся с критериями оценки работы, ориентировать их на то, что для получения отметок «3», «4», «5» нужно выполнить строго определенный объем заданий.

Учитель должен ценить не покорность и послушность, необходимо ценить характер, знания, способности ученика, которые могут дать высокие результаты на ЕГЭ, что в свою очередь создаст учителю высокий авторитет.

Сейчас очевидно, что дополнительная подготовка к ЕГЭ нужна. Возможна организация подготовки к ЕГЭ на уроке. Но на сегодняшний день ситуация такова, что объем материала, изучаемого в школе, очень велик, и часто учителям не хватает времени на отработку основных навыков, не говоря уже о более сложных умениях.

Поэтому сегодня, к сожалению (или к счастью?), преобладает другой вариант: родители, имеющие финансовые возможности, предпочитают платить за репетиторство и дополнительные уроки. Это неплохо, но в то же время нельзя забывать о том, что подготовку к единому государственному экзамену может осуществлять только специалист - предметник, хорошо знающий технологию проведения ЕГЭ. Учитывая, что любой экзамен – это стресс, и сдача единого государственного экзамена создает психологические проблемы для школьников, необходимость помощи специалиста – психолога возрастает.

Своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива является классный руководитель. И поэтому он может реально влиять на возможности освоения школьниками новой формы аттестации. Организуя «вхождение своих учеников в современную культуру, классный руководитель помогает учащимся преодолеть тревогу перед незнакомым, непривычным и видеть в этом новом реальные возможности своего роста. А в итоге – грамотно анализировать сложившуюся ситуацию, выстраивать линию поведения, контролировать собственные реакции. Всему этому ребята учатся в классном коллективе, способствующем индивидуальному развитию каждого. Таким образом, очень многое зависит от того, насколько гибко и внимательно относится классный руководитель к выстраиванию ролевых позиций учащихся в деятельности коллектива, дает ли возможность им реализовать функции лидера, исполнителя, «лидера-вдохновителя», обеспечивая прохождение каждого через все эти позиции (методика И.П.Иванова); создает ли условия для формирования положительной Я-концепции своих воспитанников, их спокойной веры в свои силы.

Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к единому государственному экзамену рекомендуем специально разработанную систему взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками. Ключевыми позициями данной системы на всех уровнях взаимодействия (с учащимися, родителями и учителями-предметниками) выступают:

1) направленность на формирование позитивного отношения к новой форме аттестации;

2) осуществление постоянной связи между субъектами данной системы;

3) оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ЕГЭ, во время проведения, а также после окончания процедуры;

4) ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.

Работа классного руководителя с учащимися в первую очередь должна быть нацелена на глубокое, вдумчивое знакомство с нормативно-правовыми о проведении ЕГЭ. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ЕГЭ и ликвидировать пробелы.

Работа классного руководителя с учителями-предметниками заключается в содействии организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах. Необходимо также отследить наличие различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечить подготовку и проведение тренинга, способствующего совершенствованию у учащихся навыка работы с КИМами. Успешному прохождению учащимися итоговой формы аттестации будет способствовать и индивидуальная работа учителей-предметников, организованная и контролируемая также классным руководителем.

Работа классного руководителя с родителями заключается в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ЕГЭ, в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья. Особого разговора заслуживает организация учебной домашней работы, режим труда и отдыха выпускников. Классный руководитель, совместно с родителями, призван помочь каждому ребенку сделать выбор относительно ЕГЭ (имеется в виду определение предметов по выбору).

Субъектом, главной фигурой психолого-педагогического обеспечения, на уровне школы является психолог. Он сопровождает выпускников, педагогов, родителей. Педагог, получив психологический материал, обеспечивает им учащихся и родителей. Родители обеспечивают учащихся. Учащиеся, получив соответствующие роли (конфликт-менеджера, помощника психолога и др.) психологически обеспечивают своих сверстников.

Психолого-педагогическое сопровождение может также носить индивидуальный характер. Принципы, по которым строится работа психолога с выпускниками:

психолого-педагогическое сопровождение (ППС) должно быть направлено на всех учащихся, заканчивающих среднюю школу;

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование.

Психологическая поддержка – это процесс:

в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;

который помогает ребенку избежать ошибок;

который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того, чтобы научится поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.

Взрослые должны научиться, помогая ребенку, видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого взрослые должны знать, какие силы в широком окружении ребенка способны привести к разочарованию. По мнению многих психологов, такими силами являются:

1. Завышенные требования родителей.

2. Соперничество братьев и сестер (сиблингов ).

3. Чрезмерные амбиции ребенка.

Подлинная поддержка взрослыми выпускника должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Например, если учащемуся не удается вести себя так, как хотелось бы учителю, именно учитель должен помочь учащемуся понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом.

Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

забыть о прошлых неудачах ребенка;

помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на долее мелкие, такие, с которыми он может справиться.

4. Проводить больше времени с ребенком.

5. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

6. Уметь взаимодействовать с ребенком.

7. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

8. Принимать индивидуальность ребенка. Демонстрировать оптимизм.

Технологические процедуры подготовки к ЕГЭ.

Обсуждая вопрос о психологическом оснащении процесса сдачи экзаменов, следует выделить три основных этапа: 1) подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом; 2) поведение накануне экзамена; 3) поведение собственно во время экзамена.

Итак, неплохо обучить юношей и девушек следующему.

Подготовка к экзамену.

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.

Конечно, хорошо начинать – пока не устал, пока свежая голова – с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего.

Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 мин. Занятий, затем 10 мин.- перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, - это опорные пункты ответа.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

При подготовке к ЕГЭ вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге делает ответ четким, точным, позволяет выделить главное, что важно при кратком ответе или ответе на тест.

Ответы на наиболее трудные вопросы мы рекомендуем давать полные, развернутые, рассказать маме, другу – любому, кто захочет слушать.

Если в какой-то момент подготовки к экзамену вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее.

Концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

Обязательно решайте задачи (по математике, физике, химии), выполняйте грамматические разборы предложений, слов (по русскому языку) – в общем научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.

Накануне экзамена.

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов. Не повторяйте материал по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзамене. Каждый раз, прежде чем рассказать материал, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось хорошо и быстро, можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот вы вошли в класс, вот получили пакет с заданиями ЕГЭ, готовитесь, выполняете задания на черновике (кстати, его надо использовать экономно, чтобы хватило бумаги; т.е. все, что можно, вычисляйте в уме – по математике, например), переписываете на чистовик, проверяете, сдаете. Времени будет достаточно. Еще раз представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти на успешной сдаче экзамена.

Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять.

По дороге на экзамен не вредно просто полистать учебник.

Во время экзамена.

Как вести себя на экзамене? Вот несколько полезных советов.

1. После вскрытия пакета с экзаменационными заданиями, внимательно и аккуратно заполните регистрационный бланк во избежание ошибок, которые существенно затруднят работу экспертов и операторов.

2. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению работы.

3. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны, так как они расположены по нарастанию трудности.

4. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему; вернетесь к нему, если после выполнения всей работы у вас останется время.

5. Разумно используйте черновик.

6. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов, так как за выполнение различных по сложности заданий дается 1 или более баллов.

7. Все записи выполняйте аккуратно и разборчиво, соблюдайте требования к оформлению решения и записи ответа.


И еще.
В школьной жизни главное не «пятерки» в школьном аттестате, а главное – найти себя за эти годы;
найти путь, по которому вы успешно можете идти по жизни дальше.