«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет , а не о том, что тебя разъединяет с ним" Л.Н.Толстой.
|
|
|
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Свидетельство о государственной аккредитации МОУ "Гусевская СОШ" [pdf, 2 Mb]
В 2021-2022 учебном году в МОУ "Гусевская СОШ" обучаются 8 детей с ОВЗ и 4 детей-инвалидов.
АООП образовательной организации
Использование специальных методов обучения и воспитания
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МОУ "Гусевская СОШ", с согласия родителей, с учетом рекомендаций ПМПК и врача-педиатра, разработаны индивидуальные учебные планы. Учебные планы составлены таким образом, чтобы дети могли получить качественное образование и успешно социализироваться в обществе. Занятия по внеурочной деятельности, внеклассные мероприятия, дети с ОВЗ и дети-инвалиды, посещают вмести с остальными обучающимися.
Наличие специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов
В образовательном процессе используются пособия издательства "Просвещение", 2014 г. учебно-методический комплекс "Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов", способствующий освоению обучающимися ООП НОО.
Перечень пособий, используемых при реализации АООП 5.1 [jpeg. 350 Кб]
Использование специальных средств обучения
В настоящее время дети с ОВЗ и дети-инвалиды, обучающиеся МОУ "Гусевская СОШ", не нуждаются в специальных средствах обучения.
Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ
Дети инвалиды и лица с ОВЗ питаются на общих основаниях с другими обучающимися в школьной столовой.
Предоставление услуг тьютера, ассистента (помощника)
В настоящее время дети с ОВЗ и дети-инвалиды, обучающиеся МОУ "Гусевская СОШ", не нуждаются в услугах тьютера, ассистента.
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
В МОУ "Гусевская СОШ" классными руководителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом проводятся регулярные индивидуальные коррекционные занятия.
Информация об обеспечении доступа в здание школы
В МОУ "Гусевская СОШ" обеспечен доступ в здание школы для детей-инвалидов (свободный доступ к местам занятий, имеются расширенные дверные проёмы, визуальная разметка. Пандусы, поручни отсутствуют).
Оказание психологической и другой консультативной помощи
В МОУ "Гусевская СОШ" организована психологическая помощь детям с ОВЗ.
Педагог-психолог - Махорина Мария Александровна. Образование - высшее. Общий трудовой стаж - 21 год. Педагогический стаж - 21 год.
Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года". Награждена грамотой Министерства образования и науки РФ.
Информация о наличии доступа к информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям и к ЭОР.
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ имеют доступ к информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям наравне со всеми детьми через АРМ ученика в кабинете информатики и ИКТ. В школе созданы три Wi-Fi зоны. Обеспечен доступ к ЭОР.
Информация об укомплектованности штата специалистов
В штат специалистов школы, реализующих АООП, входят: тьютор, педагог-психолог, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, воспитатель ГПД.
Занятия с логопедом организованы через сетевое взаимодействие со специалистами логопедического пункта, организованного на базе ДОУ "Гусевской детский сад №1" и МУ ДО "РЦДО".
Дефектолог, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, логопед, отсутствуют.
|